Автоматизация розничной торговли и реализации товаров народного потребления (CPG) — необходимость, продиктованная многими факторами. Так, помимо ускорения общего темпа жизни и желания потребителей совершать покупки с минимальными затратами времени, коррективы внесла пандемия с ее рисками, карантинами и другими ограничениями.
В 2020 году практически вся розничная торговля ощутила последствия пандемии — массовые падения конверсии в оффлайне в сочетании со стремительным ростом онлайн-обращений. Строгий карантин, когда люди не могли посещать магазины и заведения сферы услуг так же часто, как до введения предупредительных мер; стал катализатором для развития всех составляющих ритейл-бизнеса — IT-инфраструктуры, логистики, управленческих методов и технологий для команды, продуктов и самого бизнеса.
Как показала статистика, после снятия ограничений около 17% клиентов предпочли не возвращаться к оффлайн-покупкам. Среди названых причин — желание тратить на выбор товара как можно меньше времени; совершать покупки, не выстаивая очередей; нежелание дожидаться продавца-консультанта; раздражение, вызванное медленным обслуживанием; практически круглосуточная доступность онлайн-магазинов, причем без необходимости покидать квартиру.
Для эффективного решения возникающих задач, многие из которых потребовали реакции в считанные часы, ритейл-компаниям пришлось всерьез заняться
- планированием на основе предиктивной аналитики бизнеса;
- обновлением технологий;
- автоматизацией розничных точек.
Большинство решений получило название РитейлТех (RetailTech).
В чем выгода для бизнеса?
Автоматизация — признак честной торговли и прозрачности сделок. Розничные магазины с современным оборудованием привлекательны для покупателей, поскольку дают определенные гарантии и ускоряют процесс покупки. Роботизированная автоматизация процессов (RPA) приносит ощутимые материальные выгоды ритейл-компаниям — замена трудоемких ручных процессов лучшим образом влияет на конверсии и лояльность клиентов:
- торговая точка выполняет все требования законодательства;
- покупатель получает возможность оплачивать безналом, принимать участие в дисконтных накоплениях и рассчитываться с помощью бонусных карт;
- выдавая покупателю чек, продавец может регулировать действия в случае намерений возврата / обмена товара;
- упрощается работа бухгалтерии и разработка наценок с учетом всех расходов — налоговых вычетов, аренды помещения, заработных плат, трат на логистику и так далее;
- скорость обслуживания на кассе, увеличенная ~в три раза, экономит массу времени как продавцу, так и покупателю;
- дает продавцу-консультанту возможность уточнять наличие товара на складе;
- маркетинговый отдел получает данные о степени активности уже состоявшегося клиента, что позволяет разрабатывать акции для его возврата;
- позволяет исключить ошибки, вызванные человеческим фактором, что существенно снижает уровень конфликтов с потребителем и повышает качество обслуживания в целом.
Оборудование для автоматизации розничной торговли
В комплект, как правило, входит следующее оснащение:
- POS-терминалы;
- детекторы валют;
- ящики для денег;
- электронные весы;
- счетчики банкнот;
- кассовые аппараты;
- сканеры штрих-кодов;
- фискальные регистраторы;
- идентификаторы посетителей;
- принтеры для печати этикеток и других расходных материалов;
- камеры наблюдения и другое оборудование для борьбы с хищениями и др.
Набор оборудования, необходимого для конкретного магазина, зависит от его специфики. Так, супермаркеты нуждаются в оснащении для максимальной автоматизации самообслуживания. Небольшим продуктовым магазинам, торгующим на развес, понадобятся электронные весы, встроенные в систему автоматизации. Магазины с ассортиментом подакцизных товаров устанавливают фискальные регистраторы (РРО) и обеспечивают стабильную интренет-связь для своевременной пересылки данных в налоговую инспекцию. Для онлайн-магазинов удобно объединять склады в одну общую систему. Точки продажи одежды и обуви повысят уровень обслуживания и, соответственно, конверсию, установив систему для отслеживания на складах с учетом дизайна, модели, сезона, размера товаров.
При выборе оснащения для конкретной торговой точки важно учитывать качество интернет-связи. Лучше выбирать оборудование с возможностью альтернативного подключения, чтобы минимизировать риск потери данных в случае проблем со стороны провайдера.
Кроме того, необходимо учитывать продуктивность оснащения, предназначенного для определенных целей. Так, на больших складах устанавливают принтеры с большой скоростью печати. Для небольших продуктовых магазинчиков оптимальны принтеры с термопечатью. На складах, где товары хранятся годами, удобно применять термотрансферное печатное оборудование.
Программное обеспечение для автоматизации торговли
Для работы оборудования требуется специализированное программное обеспечение. Его установка, сервисное обслуживание и своевременная коррекция неполадок гарантирует идеальное обслуживание клиентов, а также получение полной картины об эффективности бизнеса.
Не стоит забывать также о растущем мобильном трафике, который постепенно становится в онлайне доминирующим. Чтобы сделать общение с покупателем еще более персонализированным и успешным для бизнес-целей, анализируют данные о транзакциях и других взаимодействиях, совершенных с помощью сотовых телефонов, создают и постоянно совершенствуют виртуальную среду магазина, распределяют запасы между оффлайн- и онлайн-ресурсами. Для положительного опыта покупателей по-прежнему важны скорость загрузки карточек товаров и других страниц магазина, подробные и грамотные описания, качественные изображения, достаточный ассортимент. То есть, высококачественные собственные приложения, предназначенные для скачивания клиентами на мобильные телефоны, позволяют постоянно пополнять копилку данных для маркетинга актуальной информацией; дают покупателям возможность выбирать и приобретать в условиях максимального комфорта и экономии времени, формируя доверие и лояльность; поднимают компанию на десять ступеней выше конкурентов, не имеющих подобных цифровых решений; “ставят зачетную галочку” в пунктах о масштабировании и активном развитии — и все это в рамках задачи об автоматизации ритейла.
Вам также будет интересно:
16 февраля — День инноваций. Поздравьте тех, кто вас вдохновляет!
Как добиться роста продаж, избавив сотрудников от ограничивающих убеждений